На написание этого материала меня натолкнули многочисленные вопросы владельцев Восходов по поводу сборки мотора и регулировки КПП. Статья подразумевает наличие книги « «Мотоцикл Восход» Эксплуатация. Ремонт» авторов Быков, Грищенко. Хотя, если ее нет, то ничего страшного т.к. я уже неоднократно высказывал свое мнение по поводу этого куска туалетной бумаги. Итак-с, приступим.
Операция полной разборки мотора вплоть до располовинивания картера подробно описана не в одной книге. Следовательно, на разборке подробно останавливаться не будем, а опишем лишь ключевые моменты.
Во-первых: во всех книгах описаны многочисленные съемники, но не каждый может их изготовить по различным причинам. Следовательно, будем проводить разборку c использованием молотка и такой-то матери (нет, такую-то матерь оставим на случай, если не дай бог что-либо сломаем :) )
Во-вторых: половинят картер в одном из двух случаев: либо для замены коленчатого вала и/или сопряженных с ним сальников/подшипников, либо для ремонта КПП. В первом случае необходима полная разборка с выемкой коленчатого вала из обеих половин картера. Во втором случае можно обойтись снятием только правой половины картера. Тем самым мы оставим коленчатый вал в левой половинке.
В-третьих: вторичный вал-шестерня имеет наборный роликовый двухрядный подшипник. Следовательно, возможны два варианта:
1)снять ведущую звездочку и тогда при разборке вторичный вал вынется из половинки, и ролики рассыплются (и тогда велика вероятность потерять пару штук, a их 42шт).
Или
2) оставить звездочку и тогда вторичный вал снимется с первичного сохранив на месте все ролики (к сожалению, о втором варианте я узнал слишком поздно). O том, что и как делать, если ролики все-таки высыпались, будет написано дальше.
Итак, мы имеем мотор c открученным от него всем, что смогли, верстак (подойдет обычный стол), молоток, доску, отвертку и газовую плиту (зачем? – скоро узнаете). Для того чтоб снять правую половину картера нам надо открутить все винты, скрепляющие правую и левую половины и выбить из правой половинки в левую сторону две направляющих втулки. Выковырять сальник коленчатого вала из правой половинки (надеюсь вам не жалко для своего любимца купить новый сальник?). Сделать это можно отверткой (надеюсь не надо описывать, как это делается). После, лишенный сальника мотор (А вы не забыли слить масло из коробки?) поворачиваем на правую сторону и держим некоторое время над включенной конфоркой газовой плиты, направляя пламя на гнездо под подшипник коленчатого вала в половинке. Время зависит от того, насколько вы нетерпеливы. Как только вам надоест или вы почувствуете запах жареного, снимаем мотор и кладем его на стол так же, как он стоит на раме.
Берем молоток и легонько через доску (или проставку из мягкого металла) бьем им по правой цапфе коленчатого вала. Если не идет, попробуйте еще подогреть. Или лупите сильнее, коль не жалко. Если половинки не разъединяются со стороны КПП, то опять же через доску стукните по первичному валу. Ничего страшного в этом нет. Когда в передней части мотора образуется небольшой зазор между половинками картера, можно ускорить процесс, используя отвертки. Но не переусердствуйте, иначе можете повредить плоскость разъема половинок. Возможно, при снятии правой половинки промежуточный вал останется на ней. Не мне говорить вам, что его можно вынуть из подшипника и вставить в левую половинку. Все, правая половина картера снята.
Для тех, кому нужна была разборка мотора для ремонта КПП, вышеописанного достаточно, чтобы добраться до самой КПП. Им нижеследующее читать не обязательно. Остальных же, кто решил вынуть коленчатый вал полностью из картера, попрошу читать дальше.
Итак, нам нужны: стол (желательно два стоящих достаточно близко друг от друга, или два крепких устойчивых стула), как всегда, наш друг молоток, круглогубцы с тонкими губками, доска, газовая плита. Сначала мы некоторое время держим половинку картера над пламенем конфорки, направляя пламя со стороны моторной звезды на гнездо под подшипник коленчатого вала в половинке. После нагрева кладем половинку плоскостью разъема вниз на столы или стулья так, чтобы место расположения КПП лежало на одном, а передние проушины крепления мотора – на другом столе. Таким образом, коленчатый вал будет находиться на весу между столов. Берем молоток и легонько через доску (или проставку из мягкого металла) бьем им по левой цапфе коленчатого вала. Если не идет, еще греем.
Или, если не жалко денег на новый коленчатый вал, то лупите сильней. Таким образом, коленчатый вал выйдет цапфой из наружного подшипника, а внутренний подшипник наверняка выйдет вместе с коленчатым валом из гнезда в половине картера. Теперь коленчатый вал вынут. При необходимости вынуть подшипники вынимаем стопорные кольца и выбиваем сами подшипники отрезком трубы диаметром чуть меньшим, чем диаметр наружной обоймы подшипника. Я использовал для этого ровно отрезанный кусок оконечности глушителя Жигулей. Внимание! Вместе с подшипниками в гнездах половинок находятся так называемые регулировочные шайбы, они предназначены для устранения зазоров между подшипниками и стопорными кольцами во избежание возможного осевого перемещения подшипников в гнездах. Необходимо запомнить их расположение, иначе при сборке придется самому мудрить и думать, куда их вставлять. Теперь все разобрано и при необходимости можно заменить сальники/подшипники коленчатого вала, или сам коленчатый вал.
Итак-с, мотор разобран и отремонтирован. Теперь приступим к сборке его воедино.
Для этого нам понадобится: верстак (если его нет – ничего страшного, я собирал прямо на полу в кухне), сами детали мотора, газовая плита, морозильная камера холодильника, отрезок трубы описанный выше, конечно же, молоток, круглогубцы, набор ключей, кусок тряпки, отвертка и три-четыре новых отрезка трубы. Их изготавливаем длиной около 1см каждый и внутренним диаметром чуть большим, чем диаметр левой цапфы коленчатого вала.
Сначала положим коленчатый вал в морозилку на некоторое время, а один подшипник на конфорку газовой плиты. Желательно разогреть подшипник как можно равномерней. Когда на коленчатом вале появится иней, его можно вынимать. Подшипник же греть можно до температуры не более 200…250 градусов Цельсия (иначе получится «отпуск» детали), проверить температуру можно или термометром, или, побрызгав на него совсем чуть-чуть водой: если капли отскакивают не оставаясь на поверхности, то уже пора снимать с конфорки. Непосредственно перед надеванием подшипника на цапфу, ее рекомендуется смазать моторным маслом. Теперь оперативно надеваем подшипник на левую цапфу. Сначала он идет легко, затем все туже. Если все сделано правильно, то подшипник сядет на свое место без посторонней помощи.
Если же нет, то понадобятся отрезки трубы длиной 1см: мы надеваем их сверху подшипника на цапфу, сверху надеваем шайбу и подтягиваем гайкой моторной звезды. Сначала один отрезок трубы, затем два, потом три, еще можно использовать моторную звезду – она тоже довольно широкая. За резьбу не беспокойтесь – она достаточно крепкая, да и усилие не большое. Таким образом, напрессовываем подшипник до упора, а точнее почти до самой щеки. После этой операции ждем некоторое время, пока коленчатый вал с подшипником не остынет до комнатной температуры, и только потом кладем его в морозилку (если положить еще теплым в морозилку, то морозилка испортится, и мама будет ругаться :) ). Одновременно кладем еще один подшипник на конфорку и так же разогреваем. После разогрева и замораживания соответствующих деталей достаем коленчатый вал, смазываем уже правую цапфу небольшим количеством моторного масла и надеваем не нее подшипник. Если все сделано правильно, то он становится на свое место очень легко и без посторонней помощи. Теперь снова кладем коленчатый вал в морозилку.
Одновременно с коленчатым валом кладем в морозилку еще один подшипник и сальник. В это время устанавливаем в гнездо левой половинки картера стопорное кольцо и разогреваем половинку, пока от нее не начнет отскакивать вода. Когда подшипник и сальник хорошенько замерзнут, а половинка картера разогреется, смазываем моторным маслом наружную обойму подшипника и сальник моторным маслом и вставляем сальник в гнездо (вставляем так, чтоб сторона с надписями была обращена к правой половинке картера). После сальника вставляем подшипник (при этом не забываем установить регулировочные шайбы на свои места). Если все сделано правильно и достаточно быстро, то все детали становятся на свои места без усилий. После этого берем кусок тряпки, сворачиваем его в виде пробки, мочим в воде, немного отжимаем и засовываем в отверстие сальника со стороны правой половинки картера. Это делается для того, чтоб рабочая кромка сальника не обгорела, и не пришлось после сборки заново разбирать мотор.
Теперь кладем на конфорку левую половинку картера так, чтоб пламя было направлено на гнездо со стороны моторной звезды. Таким образом, разогреется и само гнездо, и подшипник (тогда в него легче войдет цапфа), да и сальник останется целым. Когда тряпка, вставленная в сальник, начнет высыхать, то можно снимать половинку картера с конфорки. Осторожно! Подшипник неожиданно для вас может выпасть из гнезда:).
Теперь оперативно достаем коленчатый вал из морозилки, смазываем левую цапфу и наружную обойму подшипника моторным маслом и вставляем в половинку картера. Можно помочь ему войти, используя уже знакомые нам куски трубы, моторную звезду и гайку моторной звезды. Таким образом, подшипник, первым надетый на цапфу, должен зайти полностью в половинку и не торчать из гнезда в кривошипную камеру. Находящийся же подшипник возле моторной звезды, может немного выступать из гнезда (порядка 2...3мм), и это нормально.
Теперь устанавливаем коробку передач с механизмом переключения в левую половинку картера (или проверяем наличие всех деталей, если КПП не трогалась) и приступаем к установке правой половинки картера. Если при разборке вторичный вал не вынимался из правой половинки, то там (в половинке) его и оставим. Если же он вынимался, то просто надеваем его на первичный вал, не беспокоясь о наборном подшипнике. Затем немного обмазываем контуры левой половинки герметиком, кладем прокладку, немного обмазываем ее герметиком и кладем левую половинку картера с коленчатым валом в морозилку (если морозилка маленькая, то можно и без этого). В это время кладем на конфорку правую половинку картера так, чтоб пламя было направлено на гнездо под подшипник со стороны кривошипной камеры.
После разогрева и замораживания соответствующих деталей достаем левую половинку, смазываем наружную обойму подшипника и «хвостики» валов коробки моторным маслом и надеваем правую половинку, направив при этом валы коробки передач в свои места. При этом стараемся держать половинки строго параллельно, тогда правая половинка наденется на подшипник без посторонней помощи. Если же надо будет немного дослать правую половинку, то можно вкрутить несколько (3…4 штуки) болтов по окружности от коленчатого вала и, равномерно затягивая их, постукивать деревянной рукояткой молотка по гнезду под подшипник в половинке.
Если правая половинка картера успеет остыть, то можно ее еще немного погреть на конфорке, направляя пламя со стороны генератора. Затем еще раз нагреваем гнездо в правой половинке картера, в это время замораживаем сальник в морозилке. Потом достаем сальник, смазываем его наружную поверхность моторным маслом и вставляем в гнездо в правой половинке. При этом можно постукивать молотком по наружному радиусу сальника. Потом забиваем направляющие втулки и закручиваем все винты. Таким образом, у нас мотор собран.
Но это еще не все. А как обстоят дела с наборным двухрядным роликовым подшипником вторичного вала-шестерни? Если ведущую звезду не снимали, и вторичный вал остался в правой половинке - то все хорошо. А если звезду сняли и ролики рассыпались? Ничего страшного – мы снимаем стопорное кольцо с вторичного вала и распорные кольца. Затем по одному вставляем 21 ролик до упора в зазор между валом и наружной обоймой (находящейся в правой половинке картера), немного подправляя их направление тонкой отверткой, затем ставим одно распорное кольцо, затем еще 21 ролик, еще распорное кольцо и только сейчас ставим на вторичный вал стопорное кольцо. Кстати, если после сборки мотора, но до установки роликов на место, вторичный вал очень туго вращается – это нормально, после установки роликов все станет хорошо вращаться.
Теперь основная работа сделана, и нам остается установить моторную передачу, сцепление и т.д., т.е. собрать мотор воедино.
Удачи :)
19 May 2012 20:37
20 July 2012 11:21